Воспитывать – значит демонстрировать подростку те формы поведения, которые приняты в культуре взрослого мира, которые ценятся в этом мире и которые могут быть формами самоутверждения его взрослости.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок вступил в новый для него жизненный период – подростковый (переходный). Этот возраст требует нового отношения взрослого к подростку, новой тактики общения с ним.

Чтобы данный период прошел как можно менее болезненно для Вас и вашего ребенка, необходимо придерживаться следующих принципов и норм:

допустить, что Ваши дети являются людьми,  обладающими потенциальной способностью распоряжаться своей жизнью;

позволять   своим   детям   принимать   решения,   высказывать собственную точку зрения, а не пытаться захватить самому инициативу;

признать,   что   стать самостоятельным и научиться чему-то он сможет только при условии, если   будет проявлять самостоятельность и выполнять всё необходимое сам;

не   подменять    инициативу   подростка      «педагогическим руководством»;

разговаривать с подростком, позволяя ему говорить всё;

не критиковать, а советовать;

не противопоставлять себя (положительного) ему (отрицательному);

укреплять веру в себя, свои возможности; (Ты можешь! – должно стать главным лозунгом в общении с подростком);

не сравнивать его ни по  положительным,  ни по отрицательным  характеристикам с другими, а только с самим собой, отмечая прогресс в его собственном развитии;

приучать предъявлять требования к самому себе, а не только к окружающим;

настаивать на завершении всех начатых дел;

побуждать к высказыванию оценки своих собственных поступков и выполненных дел;

настаивать на исправлении ошибок;

побуждать к ответственному выполнению обязанностей, увеличению их числа;

расширять  права подростка и ограничивать права родителей   и учителей: например, право запрещать, заставлять, наказывать, требовать, ограничивать;

отказаться от позиции:   воспитывать – это значит   направлять, контролировать, оценивать, поучать, заставлять, слушаться;   

не   скрывать от подростка своих ошибок,  сомнений, наоборот, демонстрировать размышление, анализ последствий, причину неудач, тем самым подросток приобретает опыт решения задач. Принцип: страшна не сама ошибка, а неумение делать из нее выводы;

не бояться просить прощения у подростка, если был не прав. Этим взрослый демонстрирует подростку культуру  поведения.

Успехов в воспитании!

close